
Кейс: разработка маркетплейса услуг
Этот кейс — о том, как видение проекта может трансформироваться прямо во время работы над ним, и о том, что даже самые перспективные и проработанные идеи не всегда сразу отправляются в релиз.

Клиент
Goodtesting — компания, которая занимается организацией тестирования и экзаменов (например, IELTS, Cambridge и экзамены по русскому языку как иностранному). Goodtesting заключают договоры с вузами, поставляют им клиентов, а вузы уже проводят тестирование. У Goodtesting есть несколько собственных центров тестирования, а также центры на базе вузов.
Задачи
Goodtesting обратились к нам за разработкой онлайн-платформы для оплаты и регистрации на языковые экзамены. Изначально нужно было разработать портал с информацией о доступных для сдачи экзаменах и базовым функционалом для записи на них. Но в процессе работы задача трансформировалась, и клиент переформулировал запрос: нам предстояло разработать маркетплейс услуг по организации экзаменов.
Что было
У Goodtesting уже был сайт, который разработала сторонняя студия. Но при проектировании того сайта недостаточно внимания уделили UX-составляющей — пользовательскому пути. Из-за этого посетителям было слишком сложно и неудобно совершать на сайте действия: регистрироваться, искать нужные экзамены, записываться на них.
Формально техническое задание клиента было выполнено, и сайт включал минимальный необходимый функционал. Но на практике посетители не могли им пользоваться — действия, которые на более продуманных порталах были очевидны и выполнялись в один-два клика, здесь требовали слишком много усилий. Из-за этого пользователи просто уходили с сайта, так и не решив свои задачи.
Нам предстояло заново спроектировать сервис — сделать его привычным и интуитивно понятным для целевой аудитории.
Идея
Чтобы обсудить детали проекта, мы встретились с клиентом и провели интервью. Во время обсуждения изначальный запрос клиента трансформировался: вместо платформы для регистрации на экзамены решили, что нужна разработка полноценного маркетплейса услуг по организации тестирования.
Суть идеи была в том, чтобы к изначально задуманному функционалу (регистрация и оплата) добавить возможность регистрироваться и партнерам Goodtesting — другим компаниям, которые проводят экзамены. Так Goodtesting могли бы зарабатывать и на привычной деятельности организатора экзаменов, а также получать комиссию с заявок у зарегистрированных партнеров.

Проектирование
Разработку маркетплейса услуг начали с анализа. Первым делом изучили сайты прямых конкурентов — центров, которые проводят экзамены и тестирование. Затем изучили успешные на рынке маркетплейсы услуг — здесь смотрели на разные сферы, обращали внимание на функционал и принцип работы.
Важно было спроектировать такой интерфейс, который бы не повторил ошибки студии, занимавшейся проектом до нас. Главный принцип, от которого отталкивались — сделать довольно сложный процесс записи на экзамен (включая поиск, выбор места сдачи, регистрацию, оплату) максимально простым и удобным для пользователя.
Изучив популярные маркетплейсы, решили отталкиваться в интерфейсе от всем знакомых агрегаторов РЖД и Booking, а также Госуслуг.
Эти порталы зарекомендовали себя как удобные клиентские сервисы — их интерфейс был привычен большинству из нашей целевой аудитории, поэтому мы частично решили перенять их опыт. В похожем на эти сервисы стиле мы спроектировали дизайн личного кабинета, страниц регистрации и поиска.

Прототип
На основе анализа собрали данные для разработки собственного прототипа маркетплейса услуг. В нем учли удачный опыт конкурентов и нашли решения, как не допустить чужих ошибок.
В прототипе сразу предусмотрели несколько больших разделов будущего маркетплейса услуг.
- Открытая часть, доступная всем пользователям. Сюда вошли страницы:
- Главная
- О нас
- Партнерам
- Клиентам
- Контакты
- Оплата и возврат
- Экзамены
- Новости

2. Поиск и запись. Здесь проработали интерфейс для поиска нужного экзамена, регистрации и оплаты.

3. Личный кабинет пользователя. Пользователь, который хочет сдать экзамен, при регистрации заводит свой профиль на маркетплейсе экзаменационных услуг Goodtesting. В личном кабинете отображается список его экзаменов (предстоящих и прошедших), сохраняются сертификаты.

4. Личный кабинет партнера. Партнеры, которые присоединились к маркетплейсу услуг, могут публиковать информацию о своих мероприятиях, расписание для них, видеть список всех записавшихся, смотреть профили экзаменуемых.

5. Личный кабинет администратора маркетплейса. Администратор — это сотрудник Goodtesting, который имеет те же функции, что и партнер — создавать страницы экзаменов, заполнять информацию по ним, только уже от лица самой компании.

Мы презентовали прототип клиенту, согласовали детали и составили подробное техническое задание.
Результаты
После презентации и согласования прототипа клиент взял время, чтобы обдумать дальнейшую работу. Было принято решение поставить разработку маркетплейса услуг на паузу.
Обычно другие веб-студии рассказывают в портфолио только об удачно запущенных кейсах, однако мы считаем, что иногда бывает интересно показать и проекты, которые не добрались до релиза. В любом случае работа над проектированием и разработкой прототипа для маркетплейса услуг Goodtesting стала интересным и полезным опытом для нашей команды.
Кому будет полезно
Кейс будет полезен потенциальным клиентам с амбициозными идеями, которые хотят разработать сложный продукт. Не обычный сайт с несколькими страницами текста и изображений, а веб-приложение с многоуровневой структурой и комплексом инструментов. Мы умеем проектировать продукты со сложной логикой, а если вы посмотрите и другие работы в нашем портфолио, то убедитесь, что мы умеем и реализовывать их до конца.
НУЖНА РАЗРАБОТКА маркетплейса услуг?
Звоните: консультируем и рассчитываем стоимость проекта бесплатно!